Ваш будущий
первоклассник, наверное, уже давно ждет 1 сентября и на вопрос хочет ли он
ходить в школу, отвечает неизменным: «Да!»
Откуда же, еще
до поступления в школу, ребенок узнает, что быть школьником хорошо? Конечно, от
нас взрослых. Соседка спрашивает: «Сколько тебе лет? Шесть? Значит, в школу в
сентябре пойдешь? Молодец!»
Для
дошкольника школа – символ взрослости. А детям очень не терпится стать
взрослыми. Хорошо, когда упоминание о взрослении связаны с похвалой: «Как мне
нравится твой рисунок! Мне приятно, что ты взрослеешь!» И тут у ребенка
возникают рассуждения: «Когда я стану взрослым, я еще лучше всему научусь. Вот
мама тогда обрадуется!»
Но, конечно,
не только высказывания взрослых определяют желание ребенка идти в школу. К
этому его готовит все дошкольное детство. Основным новообразованием этого
возрастного периода считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое
важное для школы – игры с правилами. Ребенок моделирует в игре свои отношения с
окружающим миром, проигрывает различные ситуации: в одних он лидирует, в других
подчиняется, в третьих – сотрудничает с другими детьми и взрослыми.
Важнейшей
предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода
развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной
школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов
у ребенка (капризности, плаксивости, страха перед учениками и учительницей и
даже отказ ходить в школу).
В игре ребенок
знакомиться с разными профессиями – не формально, по рассказам, а по
настоящему. И в этой же игре сталкивается с недостаточностью своих знаний и
умений. В развитой сюжетной игре потребность в новых знаниях возникает на
каждом шагу. Шестилетний ребенок – «капитан корабля». «Корабль сел на мель!» -
кричит «моряк». Надо командовать, а «капитан» не знает, что приказать. Ребенок
в 6 лет уже понимает, что капитан корабля должен все знать и уметь. Где же
этому научиться? Разумеется в школе.
Подготавливая
ребенка к школе, важно ребенка ориентировать на получение знаний. Родителям
нужно поддерживать интерес ребенка к познанию и исследованию. Одна из самых
распространенных родительских ошибок – обязательная ориентация ребенка на
отличную учебу. В итоге у него создается впечатление, что он учиться только
ради оценок, а не ради знаний. Нужно постоянно интересоваться, как эти знания
ему достаются. В конце концов, многие гении и просто талантливые и успешные
люди в общеобразовательной школе отнюдь не блистали в списках «круглых
отличников», что не помешало им стать теми, кем они стали. Но, конечно, пускать
на самотек процесс образования ребенка тоже не стоит. Можно обратиться к
специалистам: воспитателям детского сада, педагогам-психологам, логопедам,
репетиторам. А, если вы чувствуете себя способными подготовить ребенка к школе,
в добрый путь.
Но несколько
советов, как помочь ребенку справиться с первой школьной нагрузкой, возможно,
вам пригодятся.
Одной из
причин, почему ребенок не справляется со школьной нагрузкой, может быть его
медлительность. Не надо думать, что с ребенком «что-то не в порядке». Просто
ему трудно успевать за более проворными сверстниками. Чтобы со временем это не
стало более серьезной проблемой, помогите ребенку. Это могут быть и занятия
спортом, которые вырабатывают скорость реакции, и вместе выполненная работа,
чтобы приучить ребенка к определенному темпу и ритму.
Если ребенок
медлительный и неуверенный в себе, от него бывает трудно дождаться ответа на
поставленный вопрос. Поэтому игра или занятие, организованное родителями могут
протекать неинтересно, вяло. В этом случае лучше не торопить детей, но и не
ждать долго их ответов, а начинать ответ самим, чтобы дети его продолжили, или
можно чуть наметить рисунок и дать его дорисовать.
Можно
применить такой прием. Поставьте перед ребенком песочные часы – самый простой
измерительный прибор, который наглядно демонстрирует, как бежит время. Вначале
работы покажите, что весь песок еще вверху, потом дайте ребенку задание. Когда
песок окажется внизу, сделайте паузу и вместе с ребенком посмотрите, что он
успел сделать за этот промежуток времени (например, сложил один из трех цветков
мозаики). Переверните часы и предложите сложить уже два цветка. Так, постепенно
и спокойно, учите ребенка ускорять темп работы. Но следите, чтобы ребенок не
переутомился.
Известный
психолог Владимир Леви для того чтобы приучить ребенка к более быстрому темпу,
предлагает использовать следующие фразы-формулы: «Вот эту башню построишь, а
потом…», «У тебя еще осталось ровно 11 минут», «Точность - вежливость королей».
Встречается
возбудимые, подвижные дети, которым бывают трудно на чем-то сосредоточиться.
Иногда, вместо того, чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его внимание,
родители теряют терпение, раздражаются и начинают ругать своих непослушных
детей. В результате и ребенок, и родители расстроены, и уже никому не хочется
браться за дело. Следует помнить, что если ребенок устал или чем-то занят, то
лучше не заставлять его переключаться на запланированное родителями дело, а
дождаться благоприятного момента. Как правило, дети очень любопытны. Если у них
на глазах взрослые начинают чем-то заниматься, то они обязательно
заинтересуются этим. Вот этот момент и не надо упускать. Затем можно
переключить внимание ребенка на что-то другое, как только заметив отсутствие
интереса или усталость. Тогда у ребенка создается впечатление, что игра или
занятие с родителем закончилась по решению или желанию взрослого.
Особое
внимание следует уделить «домашним» детям, которые не посещали детский сад.
Дети, которых воспитывали бабушки и няни обычно отличаются более развитым
воображением и логическим мышлением, но в классе они могут «затеряться». Такой
ребенок привык быть «солнышком», вокруг которого вращаются родители и прочие
родственники. В школе же таких солнышек по 20-25 в каждом классе, поэтому
ребенку, которому без труда доставалось внимание дома, достаточно сложно будет
проявить себя в детском коллективе, где внимание учителя раздается все
одинаковыми порциями. Такой ребенок может начать баловаться в классе, лишь бы
его заметили. Может возникнуть и другая крайность – ученик уйдет в себя, будет
стесняться поднимать руку и отвечать. Если нас читают родители 5-6-летних
детей, рекомендуем определить своего ребенка в подготовительную школу. Слез,
скандалов и проблем потом будет значительно меньше.
Хорошо, когда
с учителем складывается добрые, доверительные отношения. Не позволяйте себе при
ребенке обсуждать школьного учителя и тем более отзываться о нем негативно. С
ребенком можно поиграть в такую игру – Самый Лучший В Мире Учитель, который
преподает в самой Лучшей В Мире Классе, который находится в Самой Лучшей Мире
Школе. Если вам удастся убедить вашего ребенка во всем вышеперечисленном, ему
ничего не останется, как стать Самым Лучшим
Учеником.
И последнее, в
распорядке дня и нагрузках членов семьи изменится очень многое. Постоянным
должно остаться одно – психологический климат. Какие бы оценки ни приносил ваш
отпрыск из школы, он должен быть абсолютно уверен – вы его любите, и школа
ничего не изменила в вашем отношении к нему.
Лариса
Сушенцова
Педагог-психолог
Статья опубликована в газете
«Марийская
правда» 10.08.2004
|