На вопрос, что любят больше всего дети, каждый ответит, не
сомневаясь – играть. По мнению ученых, игра – этоочень важный вид деятельности для маленького
человека. Для ребенка игра наиболее доступный способ познания мира вещей и мира
людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить. А для
взрослого человека детская игра является своеобразным экраном на котором видно
все, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития.
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, возьмите детскую
игрушку в руки и сами поиграйте с ней, попробуйте понять, что вы чувствуете при
этом, присоединитесь к играм своего малыша. Вы получите не только море
впечатлений, но и узнаете столько всего интересного, и еще увидите некоторые особенности
своего ребенка, которые вы, может, раньше не замечали.И самое главное - в детскойигрушке будет житьлюбовь близких
ему людей.
Развивающие игры и
игрушки это всегда партнерство, родительская помощь в их освоении. Причем,
чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется со стороны взрослого. К
сожалению, многие родители этого не понимают. Дают игрушку, ребенок быстро
теряет интерес, родители сетуют - ничего-то его не интересует...
Есть несколько способов правильно преподнести ребенку игрушку
для того, чтобы она стала полезной и интересной:
Вы можете сами
проявить инициативу: сами построить
что-то и предложить ребенку рассмотреть (исследовать): что это такое, из каких деталей построено, какой они формы, как
расположены по отношению друг к другу. Порядок такого исследования должен
соответствовать последовательности его сооружения. Это облегчит детям
конструирование. Лепить и рисовать при малыше и для него,
«читать» свои рисунки вместе с ним: ребенок видит предназначение предметов,
ему становится интересен не только сам материал, но и действия взрослых с этим
материалом, малыш начинает подражать маме, папе, сестре. Помните, что ваше
отношение к творчеству передается малышу. Мама заинтересована – будет с
радостью рисовать и клеить, тяжело маме лепить или мастерить, и малыш пассивен.
Узнавайте, «прочитывайте» ваш рисунок вместе с ребенком. Для него образ,
увиденный в рисунке (цыпленок, киска, машинка) – целое открытие.
Не надо бояться того, что вся инициатива исходит от
взрослого. Наблюдая, как малыш играет сам, вы услышите многие ваши фразы и
задумки, повторенные один в один. Привлекайте малыша к игре, спрашивайте его
мнение, но, если он не хочет, не тормошите малыша – он включится в игру.
Включится и обязательно перехватит инициативу.
Вы можете обыграть игрушку,
чтобы вызвать желание играть с ней:
Для этого можно
разыграть сценку с любимой игрушкой. Например, мама разговаривает с куклой,
которая просит построить широкую дорожку для нее, и узкую – для ее маленькой
дочки. Из каких деталей построить дорожку? На какую сторону положить кирпичик?
Какими сторонами приложить кирпичики друг к другу, чтобы получилась широкая
дорожка? А узкая? Вот сколько задач решает малыш. Рассмотрите детали вместе с
ним. В следующий раз для кукол понадобятся другие дорожки: длинная – в магазин,
короткая – к бабушке. При рисовании и при
лепке тоже играйте с малышом, обыгрывайте детские рисунки-«каракули»,
удивляйтесь и радуйтесь им. Помогите ему увидеть образ: «Какая длинная
дорожка получилась!» - удивленно восклицает мама. А ведь малыш не рисовал
дорожку, просто черкал по листу, однако, образ, увиденный мамой, радует его.
Чтобы усилить интерес ребенка к образу, поставьте на дорожку машину и покатайте
ее или покажите, как зайчик скачет по дорожке.
Продолжайте обогащать
малыша яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром вещей, природными
явлениями, людьми и их действиями. Только втом случае, если восприятие
предметов, людей, животных было эмоциональным, они становятся интересны детям,
запоминаются, а, значит, ребенок захочет заново пережить эти яркие впечатления
в играх. Рассматривайте с детьми различные предметы. Например, на прогулке
обратите внимание на скамейку в парке: у нее есть сиденье и спинка. Такое
целенаправленное рассматривание предметов помогает малышу воспроизводить их в
конструировании. Чем больше ребенок видит, знает, чем больше узнает нового, тем
больше возможностей для появления интереса к развивающим играм и игрушкам.
Само собой разумеется: все новое, что мы сообщаем ребенку
должно быть понятно ему. Но отсюда вовсе не следует, что все слова, с которыми
родители обращаются к малышу должны быть хорошо ему известны. Идти таким путем,
значит не обогащать его речь и ум. Наоборот, в круг старых уже усвоенных слов
можно вводить два-три новых, в круг рассказов о знакомом понемногу вкрапливать
что-нибудь занимательное о том, что он знает понаслышке. Все новое должно
соответствовать уровню его развития и понимания, идти навстречу тому, что ему
интересно, накладываться на то, что ему уже известно.
Новое надо уметь объяснять с помощью знакомых слов понятных
выражений.
Важно помнить, что развивающие игры и игрушки не являются
каким-то «довеском» к жизни вашей и вашего ребенка. Они должны органично войти в процесс общения с малышом.