Неуспеваемость, недостаточное усвоение знаний, умений и навыков,
отставание в учении. Звания неуспевающих отрывочны, бессистемны. Приобретая устойчивый
характер, неуспеваемость
приводит к второгодничеству, которое плохо сказывается на дальнейшем развитии ребенка и приносит ущерб государству. Иногда неуспевающих детей считают неспособными к
учению. В действительности все нормальные
дети имеют полную возможность успешно учиться. Отставание в учении является результатом неправильного воспитания.
Неуспеваемость возникает тогда, когда ребенок
оказался неподготовленным к школе, или когда у него не пробужден достаточный
интерес к учению, или когда в семье не созданы условия для нормальных, занятий.
Подготовка к школе не сводится к
тому, что ребенок обеспечен формой, книгами и учебными принадлежностями. Ребенок должен
прийти в школу с достаточным запасом впечатлений и знании об окружающей жизни. Эти впечатления и
знания накапливаются с самого раннего детства,
когда родители являются единственными воспитателями... Их беседы с детьми, обстоятельные ответы на тысячи "почему",
чтение доступных пониманию ребенка книжек, объяснение разнообразных явлений в природе и быту, рассказы о
производстве, о труде людей - все это
открывает перед детьми мир, развивает пытливость; стремление знать. И в дальнейшем,
когда в воспитание уже включаются дошкольные учреждения, огромная роль остается
за родителями, и от них в значительной мере зависит, будут ли их дети успевать
в учении. Но как бы ни был развит и любознателен ребенок,
учение в школе требует усилий. Необходимы
умение и навык трудиться. Без этих качеств школьник не может быть внимательным на уроках, прилежным и усидчивым. В том, что эти качества не воспитаны, часто
коренится источник детской лени. С малых лет задолго до школы, ребенок должен быть приучен к труду, к выполнению
определенных обязанностей, к организованности и ответственности. Воспитание трудолюбия, организованности и
деловитости возможно только в том случае, если создан здоровый режим, обеспечен
четкий порядок в делах ребенка, если взрослые уважают его занятия. Все эти
требования полностью сохраняют свое значение тогда, когда ребенок становится
школьником. В известной мере родители учатся вместе с ним. Они вникают в
содержание школьных занятий, с интересом относятся к рассказу ребенка о
событиях школьного дня, знакомятся с выполнением домашних заданий,
поддерживают связь со школой. С особымвниманиемследует отнестиськ условиям
труда школьника.Емунеобходимо рабочее место уголок для занятий,занятия должны протекать в спокойной
обстановке (бываетжетак,чтовзрослыеведутшумныйразговор,когдаребенокготовитуроки).Огромноезначениеимеетправильныйрежимдня,прикоторомотводитсядостаточна времени для занятий, отдыха, игр. спорта, чтения,
выполнения различных обязанностей по дому
и т. д. Во всем этом разнообразии
дет главное место должно принадлежать учению. Такова профилактика неуспеваемости. Если родители
относятся с должным вниманием к развитию познавательных интересов ребенка, к воспитанию его волн и
трудолюбия, создают нормальные условия для занятий, он будет успевать в учении.
Если же эта профилактика не соблюдена и ребенок не успевает, необходимо без
промедления выяснить
конкретную причину. Причиной может быть недостаточная подготовка. В этом случае очень важно ликвидировать
пробелы в знаниях, как только они появились, организовать с, помощью учителей и товарищей
дополнительные занятия, усилить внимание к общему развитию.
Часто неуспевающими
становятся из-за лени, отсутствия интереса к учению. Преодолевая лень ребенка, надо меньше
всего надеяться на угрозы и наказания и помнить, что палка — плохой помощник.
Необходимо создать трудовую обстановку в семье, привлекать ребенка к работам, требующим
приложения знаний (в саду, в ученической бригаде, в быту), контролировать
выполнение домашних заданий. Даже небольшие положительные сдвиги в учении надо
поощрять, а при неудачах не допускать
оскорбительного отношения: "Усы уже растут, а простую задачу решить не можешь", "На танцы бегаешь, а географию
выучить не можешь" и т. п. Причиной плохой успеваемости может быть одностороннее увлечение какой-нибудь отраслью
знаний, непонимание того, чтоизучать нужно все предметы:
"Зачем мне учить математику, если я буду музыкантом?" - Или: "Физика, математика, химия — это
дело, а без знания истории я проживу".
Задача, родителей - разъяснять ребенку, что все учебные предметы связаны между собой, что только все вместе они готовят к
жизни и дальнейшему образованию. Иногда дети плохо учатся потому, что их
перегружают различными обязанностями по дому. Мешает учиться и неустроенность жизни в семье. Иногда у ребенка нет четкого и правильного режима дня или он увлечен различными
внешкольными занятиями, которые мешают ему учиться. Устранение этих причин
полностью зависит oт родителей.
КАК ВЕСТИ РАЗГОВОРЫ ПРИ ДЕТЯХ?
«Каквыразговариваетесдругимилюдьмииодругих людях,каквырадуетесьпли печалитесь»обращался Л.С.Макаренко к родителям. - все это имеет для ребенка большое
значение".
Разговоры при детях оставляют в их
сознании, пожалуй, более глубокий след, чем специальные воспитательные беседы. Если отец
или мать в чем-то наставляют ребенка ему необходимо от чего-то отказаться, что-то в своем поведении
пересмотреть, сделать волевое усилие. У него
часто возникает известная настороженность. Но если при ребенке идет посторонний разговор, его содержание
усваивается легко и просто, само собой. Родителям кажется, что ребенок занят чем-то своим, не обращает внимания
на их. разговор. На самом деле он
слушает, думает, запоминает. Пока, он
мал, слова и мысли родителей принимаются им безоговорочно, становятся его собственными словами и мыслями. В
дальнейшем у него появляется критическое
чувство, и, прислушиваясь к родителям, он соглашается или осуждает. Таким образом, своими разговорами при детях, не
подозревая этого, родители выставляют себя напоказ. В каком свете они себя
покажут, чем наполнены их мысли, как звучат их слова — все это повлияет на ребенка, aу
подростка, склонного к размышлениям о жизни, вызовет одобрение или
разочарование.Но и хорошие по своему содержанию разговоры не всегда
уместны при детях. Не все, что касается родителей,
касается и детей. Не все, что доступно родителям, доступно детям. Родители часто
обсуждают вопросы, связанные с отношениями между юношами и девушками, говорят о
положительных и отрицательных явлениях - это вполне естественно. Но у детей, не
подготовленных к пониманию этих вопросов, может возникнуть к ним нездоровый интерес.
Отец и мать разговаривают о проявлениях мещанства, нерадивого отношения своих
сослуживцев или знакомых к порученному делу, выражают свои гражданские чувства.
Но дети, не обладая достаточным опытом, могут составить себе неправильное представление
о людях.
Взрослым, и. прежде всего, родителям,
следует проявлять осмотрительность, задумываться над тем, что следует и что не следует
говорить при детях.
МОЖНО ЛИ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ УГРОЗЫ В ВОСПИТАНИИ?
Довольно часто родители добиваются
послушания детей с помощью угроз и запугиваний. Ребенок не хочет есть — ему угрожают
стариком с мешком. Ребенок не хочет спать — устрашают Бабой Ягой. Родители стремятся
достичь одной цели, а достигают противоположной. Обед под страхом попасть в
мешок злого деда плохой обед. Бабой Ягой не взвеять крепкого сна. Некоторые родители
запугивают своих детей-первоклассников, когда те еще плохо считают, пишут. Но в тетради
появляется еще больше клякс и ошибок. Средством угрозы и запугивания
становится иногда даже такое высокое чувство, как любовь человека к труду. Подростку, который по
тем или иным причинам плохо учится, угрожают: "Заберу из школы, пойдешь на завод
работать!". Нередко пугалом для детей становятся сами родители. Мать, которая не
может справиться с ребенком, говорит: "Погоди, придет отец, он тебе покажет'. Правильное
воспитание и угроза - вещи прямо противоположные. Правильное воспитание развивает все
стороны личности ребенка, делает активным и сознательным его поведение. Угроза и запугивание подавляют сознание,
делают детей безвольными и запуганными, приглашают душевные силы ребенка,
вырабатывают привычку действовать из-под палки. Угрозе не место в воспитании.
Родители должны добиваться своих целей разумной требовательностью, убеждением и
доброжелательным отношением к детям.
КАК ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА?
Каждый человек испытывает
удовлетворение и гордость, если его усилия отмечаются по достоинству. М. Горький творил:
"Похвалить человека очень полезно. Это поднимает его уважение к себе, это способствуетразвитию в нем доверия к своим творческим
силам". Поощрение много значит в жизни ребенка. Слова одобрения, похвала
родителей, утверждают его в правильности поведения, вселяют уверенность в своих
силах. Подросток
нуждается в оценке своею труда, в признании общественной значимости сделанного им, в
одобрении его взглядов и убеждений. Детей поощряют за полезный навык, проявление
хорошей инициативы, добрые дела. Ушкольника отмечают успехи в учении и
прилежание. Не следует, однако, захваливать ребенка. Частые похвалы и награды обесцениваются в его глазах,
он привыкает к ним, теряет к
ним интерес. Постоянное подчеркивание успехов сына или дочери, восхищение их способностями, особенно в присутствии гостей
и знакомых, приводи к тому, что дети становятся нескромными, рассматривают выполнение своих
обычных обязанностей как особое
событие, привыкают делать все напоказ, ради похвалы. Поощрение должно быть заслуженным, отмечающим
не случайный успех, а серьезное достижение, потребовавших значительных усилий. Как поощрять (лаской, похвалой,
подарком, участием в экскурсии и т.д.) зависит от
возраста ребенка,
его индивидуальных особенностей.